Комментарии к пьесе «Минин и Пожарский»

В ОР РГБ хранятся материалы  к  либретто,  1-я  (черновая)  редакция  и
позднейшие добавления и варианты.  1936,  июня  18  -  июля  6;  дорабатывал
либретто в 1937 и 1938 гг. В автограф карандашом и чернилами  вложены  листы
со стихотворными текстами для либретто (к. 16, ед. хр. 1).
Вторая редакция оперы в четырех актах (7 картин) была закончена 20 июля
1936 года. Первая публикация за границей.
Публикуется машинопись с размеченными рукою Е.  С.  Булгаковой  местами
для дополнений 1938 г., карандашом,  по  расклейке  книги:  Булгаков  М.  А.
Кабала святош. М Современник, 1991 (См.:  ф.  562,  к.  16,  сд.  хр.  5-6).
Впервые опубликована М. Козловой и А.  Павловой-Арбениной  в  книге:  Музыка
России. Выпуск 3, М.,  1980.  Затем:  Советская  Россия,  1987,  9  августа.
Вступительная статья и публикация В. Лосева.

В публикацию внесена незначительная правка после сверки с  машинописью.
Так, в 3 картине есть фраза: "Слепцы. Было видение. Сергий явился  -  спящих
будить". В машинописи тире зачеркнуто карандашом. И в данной публикации  эта
фраза без тире, и по смыслу здесь не  должно  быть  тире.  В  опубликованном
тексте в акте пятом Пахомов говорит: "Я погибну в темнице сырой, вдалеке  от
невесты, Марии родной". В машинописи: "Марии моей".
Остались и другие незначительные разночтения публикации с  машинописью,
но эти разночтения можно обсудить при  подготовке  текста  к  академическому
изданию.

Из переписки М. А. Булгакова и  Б.  В,  Асафьева  и  "Дневника"  Е.  С.
Булгаковой можно узнать весьма существенные подробности о творческой истории
этого либретто.
Из дома отдыха ГАБТ Поленово 10 июля 1936 года Б. В. Асафьев  писал  М.
А. Булгакову: "Сюда вчера  приехал  Мелик-Пашаев  и  сообщил  мне  радостную
весть: "Вы кончили "Минина". Разрешите, поэтому, Вас от  души  поздравить  и
приветствовать". Через две недели Асафьев, получив либретто и прочитав  его,
писал уже из Ленинграда: "Пишу  Вам,  чтобы  еще  раз  сказать  Вам,  что  я
искренне взволнован и всколыхнут Вашим либретто. Вы не должны ни нервничать,
ни тревожиться. Я  буду  писать  оперу,  дайте  только  отдышаться  и  дайте
некоторое время еще и еще крепко  подумать  над  Вашим  текстом  в  связи  с
музыкальным действием, то есть четко прощупать это  действие...  Умоляю,  не
терзайте себя. Если б я знал, как Вас успокоить! Уверяю Вас,  в  моей  жизни
бывали "состояния", которые дают мне право сопереживать и сочувствовать Вам:
ведь я тоже одиночка..."
А 17 октября 1936 года Асафьев дал телеграмму  Булгакову,  что  "кончил
нашу оперу". В тот же день Булгаков  ответил:  "Радуюсь  горячо  приветствую
хочу услышать". Но  дело  затянулось  по  каким-то  соображениям,  и  Е.  С.
Булгакова 15 ноября 1936 года с тревогой  записывает:  "Асафьев  ни  сам  не
едет, ни клавира не шлет, чем  весьма  портит  дело.  Не  хватало  еще  этих
волнений М. А.". 19 ноября Яков Леонтьевич Леонтьев  рассказал  о  посещении
Большого театра Керженцевым и его одобрительных словах о "Минине". И  в  тот
же день запись в "Дневнике": "Но где же клавир?  Что  делает  Асафьев?"  Эта
тревога передалась и дирекции Большого театра.
...В последние дни 1936 года Булгаков и Мелик-Пашаев, получив клавир из
Ленинграда, кое-что меняли в тексте, выправляли полученный экземпляр. В  эти
же дни получили письмо Асафьева  от  12  декабря:  "Спасибо  за  приезд,  за
чуткость... Приезд Ваш и Мелика вспоминаю с радостью. Это  было  единственно
яркое происшествие за последние месяцы в моем существовании:  все  остальное
стерлось. При свидании нашем  я,  волнуясь,  ощутил,  что  я  и  человек,  и
художник,  и  артист,  а  не  просто  какая-то  бездонная  лохань  знаний  и
соображений к услугам многих, не замечающих во мне  измученного  небрежением
человека. Я был глубоко тронут чуткостью Вас  обоих.  Сердечное  спасибо..."
(Письма, с. 394-395).
Но во всех этих спорах и обсуждениях высказывались и  здравые  мысли  и
предложения, и Булгаков сразу же после встречи нового, 1937 года приступил к
доработке либретто, тем более, что и в разговорах с Асафьевым тоже возникала
какая-то  обоюдная  потребность  еще  раз  вернуться  к   либретто,   что-то
действительно  нужно  было  доработать,  чем-то  дополнить,  чтобы  скрепить
разрозненные события и столкнуть в оперном конфликте действующих лиц.
9 января 1937 года Булгаков писал Асафьеву: "Не сердитесь за то, что не
написал Вам. Не писал потому, что решительно не знал, что написать.
Сейчас сижу и ввожу  в  "Минина"  новую  картину  и  поправки,  которые
требуют...
Я ценю Вашу работу  и  желаю  Вам  от  души  того,  что  во  мне  самом
истощается, - силы" (Письма, с. 396).
7 февраля 1937 года Е. С. Булгакова записывает: "По  желанию  Комитета,
М. А. дописал еще две картины для "Минина", послал Асафьеву и сдал в  театр.
Теперь от Асафьева зависит возможность начать работу  над  оперой,  Дмитриев
сказал, что новые картины Асафьеву понравились".
5 марта: "Звонок Городинского из ЦК. Спрашивал М. А., в каком состоянии
"Минин" и принято ли при дополнительных картинах во внимание то, что Комите-
том было сказано при прослушивании.
М. А. ответил - конечно, принято".
20  марта:  "Вечером  Дмитриев.  Длинные   разговоры   о   "Минине"   -
дополнительные картины до сих пор не присланы, Асафьев шлет нервные письма -
по поводу того,  что  опера  назначается  на  филиал,  что  ее  не  начинают
репетировать до получения дополнительных картин".
Дирекция Большого театра предложила Булгакову ставить "Минина", уже шел
разговор с художниками об  эскизах.  22  марта:  "Две  картины  "Минина"  от
Асафьева приехали, Мелик принес их и играл. "Кострома" очень хороша".
В это время Большой  театр  работал  над  постановкой  оперы  "Поднятая
целина"  Дзержинского  и  "Руслан  и  Людмила"  Глинки,  а  вслед  за  этими
постановками пойдет, как  намечалось,  "Минин  и  Пожарский".  Но  пойдет  в
филиале Большого театра, и этот слух огорчил Асафьева: в письме от 12  марта
1937 года он писал Булгакову: "Очевидно, массовые  сцены  будут  купюрованы?
Когда у меня был  Платон  Михайлович  (Керженцев  -  В.  П.)  и  восторженно
описывал мне, какой он сценически  представляет  себе  нашу  оперу  с  точки
зрения политической значимости тематики, я все время ощущал большой  размах,
большой план и, следовательно, сцену Большого театра.  Но  если  это  мечты,
если  Большой  театр  не  для  меня,  то  ведь  тогда,  действительно,  надо
пересмотреть всю оперу  и  многое  переделать  в  сторону  большей  экономии
массовых  сцен,  усилить  интимно-лирический   элемент   (или   просто   его
воссоздать), уменьшить число действующих лиц и т. д.  Словом,  эти  слухи  о
Филиале изнуряют и подтачивают мою творческую энергию едва лишь  менее,  чем
сознание, что опера совсем не пойдет, к  чему  я  все  время  стараюсь  себя
приучить..."
24 марта 1937 года Булгаков писал Асафьеву:  "Обе  картины  получены  в
театре. Одну из них, именно "Кострому", 22-го Мелик играл  у  меня.  Обнимаю
Вас и приветствую, это написано блестяще! Как хорош  финал  -  здравствуйте,
граждане костромские, славные! Знайте, что (...), несмотря  на  утомление  и
мрак, я мертрывно слежу за "Мининым" и делаю все  для  проведения  оперы  на
сцену.
О деталях я Вам сейчас не пишу, потому что эти детали прохождения оперы
сейчас будут так или иначе меняться, и я  буду  информировать  Вас  по  мере
того, как они будут устанавливаться прочно.
Но повторяю основное: Помните, что для оперы делается  все,  чтобы  она
пошла на сцену".
Но положение М. А. Булгакова в это время крайне неустойчивое. 7  апреля
Е. С. записывает: "Звонок из ЦК. Ангаров  просит  М.  А.  приехать.  Поехал.
Разговор был, по словах М. А., по полной безрезультатности. М. А рассказывал
о том, что проделали с "Пушкиным", а Ангаров отвечал в таком плане,  что  он
хочет указать М. А. правильную стезю.
Говоря о "Минине", сказал: - Почему вы не любите  русский  народ?  -  и
добавил, что поляки очень красивые в либретто.
Самого главного не было сказано в разговоре - что М. А. смотрит на свое
положение безнадежно, что его задавили, что его хотят заставить писать  так,
как он не будет писать.
Обо всем этом, вероятно, придется писать в ЦК. Что-то надо предпринять,
выхода нет" (Дневник, с. 138).
А  19  апреля  арестовали  директора  Большого  театра  В.  И.  Мутных,
благосклонно относившегося к Булгакову и  его  творчеству.  Естественно,  "в
Большом театре волнение", волнение и беспокойство и у Булгаковых.
Арестован Ягода, в газетах и на собраниях ругают Киршона,  Афиногенова,
Литовского, Крючкова.
9 мая Е. С. Булгакова, рассказав  о  разговоре  М.  А.  с  Керженцевым,
записала: "...Про Минина" сказал, что он его не  читал  еще,  пусть  Большой
театр даст ему. "Минин" написан чуть ли не год назад,  и  уже  музыка  давно
написана! Словом - чепуха" (Дневник, с. 144).
Но  в  это  время  возникла  идея  поставить  "Жизнь  за  даря",  почти
предложили Булгакову писать новое либретто  на  музыку  Глинки.  "Это  после
того, как М. А. написал "Минина"!!!  Это  восклицание  в  "Дневнике"  Е.  С.
Булгаковой как бы предвещает печальный конец и этого начинания.
Так оно и вышло: к XX годовщине Великой Октябрьской  революции  Большой
театр решил поставить "Ивана  Сусанина",  либретто  взялся  написать  Сергей
Городецкий, Самосуд и Мордвинов приступили к постановке оперы Глинки.
10 мая 1937 года Булгаков писал Асафьеву: "Дорогой Борис  Владимирович,
диктую, потому что так мне легче работать.  Вот  уж  месяц,  как  я  страдаю
полным нервным переутомлением. Только этим объясняется  задержка  ответа  на
Ваше последнее письмо. Со дня на день я откладывал это письмо и  другие.  Не
было сил подойти к столу. А телеграмму давать  бессмысленно,  в  ней  нечего
телеграфировать. Вы хорошо понимаете, что такое  замученность,  и,  конечно,
перестанете сердиться на меня.
На горизонте возник новый фактор,  это  -  "Иван  Сусанин",  о  котором
упорно заговаривают в театре. Если его двинут,  -  надо  смотреть  правде  в
глаза, - тогда "Минин" не пойдет. "Минин"  сейчас  в  реперткоме.  Керженцев
вчера  говорил  со  мной  по  телефону,  и  выяснилось,  что  он  не   читал
окончательного варианта либретто.
Вчера ему послали из Большого экземпляр... Вам  необходимо  приехать  в
Москву. Настойчиво еще  и  еще  раз  повторяю  это.  Вам  нужно  говорить  с
Керженцевым и Самосудом, тогда только разрешатся эти  загадки-головоломки  с
"Мининым"..." (Письма, с. 404-405).
Узнав, что "Иван Сусанин"  пойдет  непременно  на  Большой  сцене,  что
Сергей Городецкий уже сделал либретто, Е. С. Булгакова  29  июня  1937  года
записала: "Минину" - крышка. Это ясно" (Дневник, с. 157).
11 июля Асафьев написал Булгакову: "Конечно,  "Минин"  похоронен  волей
Самосуда и Комитета, но я бы не хотел его хоронить. Что вы думаете, если  бы
попытаться подставить под него русский же исторический сюжет  с  сохранением
тех же характеров и типов, тоже с темой защиты родины, ибо ведь вся  русская
история, в сущности, всегда была и есть история обороны с вытекающими отсюда
повинностями для людишек...." (Письма, с. 407).
Но и на этом не закончилась творческая  история  "Минина".  18  декабря
1937 года  Булгаков  писал  Асафьеву:  "...14  декабря  я  был  приглашен  к
Керженцеву, который сообщил мне, что докладывал о работе  над  "Мининым",  и
тут же попросил меня в срочном порядке приступить к переделкам  в  либретто,
на которых он настаивает. Кратко главное:
а) Расширение Минина (ария, которую  можно  отнести  к  типу  "О  поле,
поле....").
б) Противодействие Минину в Нижнем.
в) Расширение роли Пожарского.
г) Перенесение финала оперы из Кремля на Москвуреку - мост.
Что же предпринимаю я? Я  немедленно  приступаю  к  этим  переделках  и
одновременно добиваюсь прослушания Керженцевым клавира в последнем варианте,
где и  Мокеев,  и  Кострома,  с  тем,  чтобы  наилучшим  образом  разместить
дополнения, поправки и переделки.
Не знаю, что ждет "Минина" в дальнейшем, но на сегодняшний день у  меня
ясное впечатление, что он снят с мертвой точки..." (с. 411).
19 декабря Асафьев написал Булгакову, что он  готов  продолжить  работу
над оперой: "...и  пусть  даже  за  этой  третьей  редакцией  последуют  еще
другие... я от работы не откажусь никогда". 21 декабря  Булгаков  предлагает
Асафьеву немедленно приехать в Москву  для  выяснения  судьбы  "Минина".  Но
доктор категорически возражает против этой поездки, тем более, что Керженцев
написал Асафьеву о сути доработки оперы, но 24 декабря  Булгаков  направляет
Асафьеву телеграмму: "Немедленно выезжайте в Москву".  Но  Асафьев  не  внял
мольбам Булгакова, скорее всего по состоянию здоровья,
25 декабря 1937 года Булгаков писал Асафьеву: "21 декабря я послал  Вам
письмо, где предупредил, что Вам нужно выехать в Москву. Я ждал  единственно
возможного ответа - телеграммы о Вашем выезде. Ее нет. Что же: Вам  не  ясна
исключительная серьезность вопроса о "Минине"? Я поражен. Разве такие письма
пишутся зря?
Только что я послал Вам телеграмму,  чтобы  Вы  выезжали.  Значит  есть
что-то очень важное, если я Вас так вызываю.
Повторяю: немедленно выезжайте в Москву.
Прошу Вас знать, что в данном случае я забочусь о Вас, и помнить, что о
необходимости Вашего выезда я Вас предупредил".
2 февраля 1938 года Булгаков писал Асафьеву:  "Посылаю  Вам  первое  из
дополнений к "Минину" - арию Минина в начале второй картины.
Вслед за нею начну  высылать  остальные  дополнения...  Когда  опять  в
Москву? Я очень рад, что Вы побывали в ней...
7 февраля Булгаков послал дополнения к третьей картине  (в  Нижнем,  на
Лобном месте). 10 февраля Асафьев послал телеграмму, что получил оба  письма
и благодарен за "прекрасные тексты". 15 февраля Асафьев  телеграфирует,  что
музыка на присланные тексты написана.
10 апреля 1938 года Булгаков послал дополнения, на этом завершая работу
над либретто. 4 июня 1938 года Асафьев писал Булгакову: "...Я так скорбно  и
горестно похоронил в своей душе "Минина" и прекратил и работу, и помыслы над
ним, что не хотелось и Вас тревожить. В Большом театре ив Комитет? меня  как
композитора знать больше не хотят. Это мне было ясно, еще когда  я  сидел  у
Вас и просил клавир..."
Последние  надежды  на  постановку  "Минина"  были  связаны   с   двумя
эпизодами, которые произошли в ноябре 1937 года.  Скорее  всего  "оживление"
вокруг "Минина" возникло после того, как в Большом театре добывал Сталин. 24
ноября 1937 года Е. С. Булгакова записала: "...Позвонил Яков Л.  и  сообщил,
что на  "Поднятой  целине"  был  Генеральный  секретарь  и,  разговаривая  с
Керженцевым о репертуаре Большого театра, сказал:
- А вот же Булгаков написал "Минина и Пожарского"...
Яков Л. обрадовался этому и тут же позвонил" (с. 176).
14  декабря:  "Керженцев  пригласил  М.  А.  Сообщил,  что   докладывал
"высокоответственному лицу" о  "Минине".  Просил  М.  А.  сделать  поправки.
Сказал, что поляки правильные. (А в прошлый раз говорил, что  неправильные).
"Надо увеличить роль Минина, дать ему арию вроде "О, поле поле..." и т. д.
Приезд Асафьева в январе 1938 года не внес никаких изменений  в  судьбу
"Минина". Видимо, музыкантам Большого театра не нравилась  его  музыка.  Это
становится ясно из  записи  Е.  С.  Булгаковой:  Асафьев  "играет  настолько
хорошо, что даже и музыка понравилась" (с. 180). Он  встречался  и  подробно
разговаривал о переделках оперы с Мелик-Пашаевым, Самосудом, Булгаковым.  Но
вскоре после этого "гробовая новость  о  Керженцеве":  "На  сессии,  в  речи
Жданова, Керженцев назван  коммивояжером.  Закончилась  карьера.  А  сколько
вреда, путаницы он внес", - записывает Е. С. Булгакова (Дневник с. 181).
20 января 1938 года назначен председателем Комитета по делам  искусства
Назаров - "Абсолютно неизвестная фигура" (Вскоре выяснилось, что  Назаров  -
сотрудник "Правды"). Значит, все нужно начинать сначала...
Последние поправки были сделаны, но опера оказалась в  катастрофическом
положении... Никто за катастрофу  эту  не  нес  ответственности.  Скорбно  и
горестно было не только Асафьеву, но и Булгакову.
В это время М. А. Булгаков работал над романом "Мастер и Маргарита",  а
для Большого театра писал новое либретто - о Петре Великом.