“Сорок сороков”, фельетон

“СОРОК СОРОКОВ”, фельетон. Опубликован: Накануне, Берлин - М., 1923, 15 апр. Эпиграф: “Решительно скажу: едва / Другая сыщется столица как Москва” – это искаженная реплика Фамусова из комедии Александра Грибоедова (1795-1829) “Горе от ума” (1820-1824). Правильно должно было бы быть: “А, батюшка, признайтесь, что едва /Где сыщется столица как Москва”. Вероятно, грибоедовская Москва побудила автора “Мастера и Маргариты” сделать в романе символом московского мира Дом Грибоедова. В С. с. Булгаков дает как бы четыре панорамы Москвы 1921-1923 гг., уподобляя фельетон киносценарию (тот же принцип применен в “Дьяволиаде”). Наблюдает автор С. с. Москву с крыши дома Э. К. Нирензее (Б. Гнездниковский пер., 10), (в этом доме помещалась редакция газеты “Накануне”). Отсюда же бросается на московскую мостовую главный герой “Дьяволиады” Коротков. В С. с. зафиксировано постепенное улучшение столичного быта с развитием нэпа от момента прибытия Булгакова в Москву “в конце сентября 1921-го года” (судя по записи в дневнике “Под пятой”, сделанной 30 сентября 1923 г., это случилось 30-го числа) и до времени создания фельетона. Писатель заканчивает повествование на оптимистической ноте: “И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробьевы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва – мать”. Однако надежды на будущую цивилизованную жизнь не оправдались, и в позднейшем романе “Мастер и Маргарита” тот же московский пейзаж, что и в С. с., нарисован уже не столь радужно. А незадолго до смерти Булгаков признавался сестре Наде в своей нелюбви к Москве, оказавшейся для него скорее не матерью, а мачехой.